О карьерном росте, выходе из найма и реализации собственных проектов

Госслужащий и новатор
– единство противоположностей

Статья Осадчука Евгения "Госслужащий и новатор – единство противоположностей"
На этой неделе провел бесплатную консультацию для госслужащего и практически тут же консультацию для сотрудника одной инновационной компании. Вы же понимаете, насколько разным является их поведение на своём рабочем месте. Во многом эта разница обусловлена не только внутренней архитектурой человека, но и особенностями рабочей среды, в которой он пребывает большую часть своей жизни.

Госслужащий работает, скажем так, в масштабной организации, где переплетается множество разнообразных тем, различных приоритетов, регулирующих инструментов, интересы нескольких сообществ и тд. При этом из-за каждого угла выглядывает всевидящее око ответственности, депремирования и взыскания. В связи с этим госслужащий должен проявлять в своих действиях крайнюю осторожность, соответствовать должностному регламенту и установленным в организации порядкам. Поэтому одной из главных характеристик госслужащего является его исполнительность.

Естественно, такие условия не способствуют новаторскому поведению, так как в случае чего бездушная система не простит тебе никаких ошибок. Госслужащий тоже проявляет новаторство, но в большинстве случаев оно связано с поиском путей «уложить» придуманное решение (пусть даже идеальное) в прокрустово ложе инструкций, регламентов, норм поведения и стандартов взаимодействия. Конечная цель – отчитаться, что поставленная задача успешно решена, мероприятия реализованы, показатели достигнуты и всё это в рамках инструкций. Такое новаторство далеко не всегда имеет результатом организационный или экономический эффект. Гораздо важнее соответствовать установленным срокам, ресурсам, правилам и не поднимать волну недовольства, а если уж она пошла – погасить её, договорившись со всеми участниками. Отсюда проистекает жертва конечным положительным результатом во имя порядка. На самом деле это тоже довольно сложная балансировка, что и вызывает уважение у посвященных наблюдателей.

Инновационная компания, направленная на получение новых знаний и их внедрение в любой сфере человеческой деятельности, – это не регулирующая организация, в большинстве случаев она занимается одной предметной областью, что обуславливает более узкую сферу её интересов. Сам уровень принимаемых в организации решений не является судьбоносным ни для страны, ни даже для дяди Васи, работающего в соседнем здании. Всё это обуславливает гораздо меньшую необходимость согласования принимаемых решений, меньшую зарегулированность протекающих в организации процессов, меньшую регламентацию обязанностей сотрудника, более размытую организационную иерархию и более простые коммуникации между руководством и исполнителем. И самое важное – более высокую терпимость к возможным рискам, а значит больший простор для творчества – экономического, организационного, проектного и социального. Соответственно, мерилом успеха сотрудника инновационной организации является вовсе не исполнительность, а креативность, способность выйти за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов.

Однако, при всех различиях между хорошим госслужащим и хорошим новатором, у них есть общая основа, позволяющая столь разным людям добиваться положительных карьерных результатов. И этой основой являются следующие качества:

- быстрая обучаемость сотрудника своим наставником, руководителем, ментором, начальником и большое желание стать профессионалом, экспертом в своем деле;

- готовность к самообучению и огромная потребность в новой информации, её анализе и использовании в работе;

- способность доводить дело до конца – взялся ли ты за него по собственной инициативе или оно было поручено тебе вне зависимости от твоего желания; причем доводить до конца несмотря ни на что – криво, косо, с потерей изначально запланированных функций, но добиваться конечного результата;

- гибкость мышления в поиске решений и использовании подбрасываемых жизнью возможностей.

Разные среды по-своему влияют на скорость формирования у человека указанных качеств. Однако эти качества должны быть у любого, кто собирается жить, действовать и достигать намеченных целей. При этом кто-то может быть скрытным и сдержанным, а кто-то ярким и бестактным.

Именно поэтому, несмотря на разницу сфер деятельности, но учитывая их особенности, мой арсенал карьерного коуча, двигателя личностного роста применим к совершенно разным профессиональным областям. И именно поэтому я стараюсь работать со всеми обращениями, вне зависимости от сферы интересов их инициаторов