О карьерном росте, выходе из найма и реализации собственных проектов

Как адаптироваться на новой работе?

Статья Осадчука Евгения "Как адаптироваться на новой работе?"
Когда мы планируем свой профессиональный путь, то нередко закладываем замену текущего места работы на новое, более подходящее для наших жизненных целей: интересов, зарплаты, графика, местоположения, карьерных возможностей и тд. Среди моих клиентов пункт о смене работы чаще всего встречается в планах молодых управленцев, которые либо столкнулись с карьерным потолком, либо, как они считают, овладели всеми необходимыми компетенциями и знаниями, что мотивирует их к поиску нового места приложения своих талантов.

Такие изменения требуют от нас навыков адаптации на новом рабочем месте, чтобы с самого начала не настроить свой новый коллектив против себя, определив всё свое дальнейшее существование на новой работе как психологически некомфортное.

Конечно, вы можете ворваться в новую для вас сферу как ураган, сметая всё на свое пути – корпоративные стандарты, установленные порядки, сформировавшиеся отношения и негласные нормы поведения. Для этого у вас должны быть очень широкие полномочия, данные учредителями организации или её директором. Чаще всего такие ситуации возникают тогда, когда организацию нужно хорошенько встряхнуть. Это особая задача и она не для простых смертных. Поэтому рассматривать её здесь мы не будем.

В большинстве случаев человек приходит на новое место работы неизвестным значительной части сотрудников организации и её руководству, не обладая какими-либо привилегиями нарушать текущее бытие. Поэтому я, как сторонник постепенного погружения в любое новое дело, рекомендую хотя бы на неделю-две обратиться в слух, периодически задавая осознанные продуманные вопросы в части вашей новой деятельности. Разберитесь вначале в том, чем вам положено заниматься и ради чего вас сюда взяли.

Если вы пришли в организацию в горячую для неё пору, то я вас поздравляю – у вас есть прекрасная возможность освоить всё необходимое, тотчас погрузившись в водоворот работы и сопутствующих ей страстей. Вам будет тяжело, но вы разберетесь со всем рабочим циклом быстро и глубоко. Ваше становление будет проходить по принципу «главное ввязаться в бой, а там посмотрим».

Если же вы пришли в компанию в период некоторого затишья в её деятельности – то проявляйте настойчивость и интерес, аккуратно разбираясь во всем самостоятельно, задавая нужные вопросы и запрашивая у своего непосредственного руководителя новые задания. Выполняя эти задания, вы сами себе создадите практику, из которой постепенно вырастет ваш профессионализм. Когда организация заработает в сумасшедшем ритме – у вас уже будут некоторые компетенции, чтобы оказаться полезным и зарекомендовать себя в лучшем свете.

На пути адаптации я призываю вас именно разбираться, но не сопротивляться. Не надо спорить с тем, кто дает вам поручения – просто делайте их. Вы пока не охватываете всей картины целиком и не понимаете много из того, почему в организации делается именно так. Уже потом, когда накал спадет и всё будет сделано, вы сможете предложить руководству свои оптимизационные решения, указав на те узкие места в существующей практике, которые можно было бы расшить, сделав схему более оптимальной.

Если с самого начала свой деятельности вы участвуете в совещаниях, то не надо на первом же из них брать слово, пытаясь показать окружающим свою инициативу и находчивость. В подавляющем большинстве случаев вы не попадете ни в тему, ни в дух совещания, и уж тем более в суть вопроса и формируемого решения. Единственное, что вам гарантировано – прослыть бестолковой выскочкой, которую лучше держать от таких мероприятий подальше. Не торопитесь – вы всё успеете.

Просто выполняйте данную вам работу хорошо, читайте внутренние документы, вникайте в суть деятельности организации, наслаждайтесь новыми знаниями и практиками.

Если вас сразу же завалили работой и вы не можете понять, в какой последовательности всё это надо делать, каким образом расставить приоритеты, чтобы не захлебнуться в трудах, то обратитесь к документации, по которой работает компания, например, к планам работ и протоколам совещаний. Обычно, в такого рода документах указаны мероприятия, принятые решения и, главное, сроки их исполнения. Вот на эти сроки и ориентируйтесь – что раньше, то и приоритетней.

Постарайтесь зарекомендовать себя сотрудником с аналитической жилкой и способным решать поставленные задачи. Первое позволит вам не превратиться в сервисную составляющую персонала для поручений типа «пойди расставь стулья для совещания и разложи карандаши». Нет, вы должны готовить для этого совещания повестку, исходя из понимания актуальности возникших вопросов, и аналитические материалы на основе профессионального знания вынесенной на обсуждение темы. Второе – способность решать задачи – покажет остальным, что вам можно доверять серьезные проблемы, вы в любом случае предложите и реализуете решение – пусть криво, косо, с некоторыми отклонениями, но реализуете.

Постарайтесь как можно быстрее врасти в систему коммуникаций организации, овладеть её инструментами. Если в организации принято общаться по WhatsApp, вести группы в Telegram, получать и отчитываться по задачам в Tracker, то немедленно изучите все эти инструменты, чтобы не исключать себя из корпоративных информационных потоков.

Помимо наращивания чисто профессиональных компетенций, важным вопросом адаптации является отношение с коллегами. Здесь свои тонкости, но я не могу не предупредить о следующем. Есть такой тип людей, который в первый же день начинает наводить свои порядки в общем для всех рабочем пространстве: расставлять столы и стулья так, как им удобно, передвигать шкафы, развешивать картины, открывать окна, двигать принтеры, включать музыку или о чем-то громко рассказывать. Это кратчайший путь к ненависти со стороны окружающих – не наступайте на эти грабли.

На этом пока всё. Если можете что-то дополнить – пишите в комментариях. А так – записывайтесь ко мне на бесплатную он-лайн консультацию по карьерному росту – пишите на info@osadtrening.ru На консультации мы поговорим о причинах неудовлетворенности вашим текущим местом работы, ваших целя и планах изменения ситуации, соответствия вашей работы вашими ценностям. Я постараюсь дать совет как лучше всё это реализовать и пройти изменения с наименьшими потрясениями.