О карьерном росте, выходе из найма и реализации собственных проектов

Стейкхолдеры карьерного роста

Стейкхолдеры карьерного роста
Не нравятся мне эти заимствованные словечки, но они так глубоко вросли в нашу речь, что приходиться использовать именно их.

Стейкхолдер - причастная сторона, заинтересованное лицо в том деле, которым вы занимаетесь. Причастность может проявляться, например, в инвестировании какой-то доли капитала в проект, в реализации которого вы принимаете участие. Соответственно стейкхолдер рассчитывает на получение своей части прибыли и может оказывать влияние на принимаемые по проекту решения.

Влияние стейкхолдеров обнаруживается и в кадровых назначениях. Например, крупный клиент вашей компании, которого вы так ловко и учтиво обслуживаете, желает видеть во главе всего Департамента реализации именно вас, о чем усердно нашептывает вашему руководству.

Таким образом, стейкхолдеры могут сыграть роль в вашей карьере - ускорив её в случае, если вы несете им какую-то пользу, или замедлив, если вы активно сопротивляетесь реализации их интересов.

Стейкхолдеров, которые не участвуют в работе компании, но оказывают влияние на решения её руководства, можно назвать внешними. Не будем путать содействие внешнего стейкхолдера вашему карьерному росту внутри компании и ваш переход в компанию самого стейкхолдера. Во втором случае вас просто переманивают на новое место работы. Да, вас позовут на более высокую должность, но, все-таки, это нельзя отнести к искусному взаимодействию со стейкхолдером.

Также на ваше карьерное продвижение могут влиять и силы внутри самой компании. Например, начальник Департамента кадров, который разглядит в вас кандидатуру для закрытия вакансии, более высокой по сравнению с вашей сегодняшней должностью. Или руководитель смежного подразделения, которому вы приглянулись своей рассудительностью, когда ваши отделы совместно работали над решением общей задачи.

Таких карьерных стейкхолдеров нужно уметь примечать, понимать их интересы и выстраивать с ними дружеские отношения. Конечно же нельзя навязываться - в большинстве случаев вы будете тем желаннее, чем лучше выполняете задачи по основной работе. Такая слава будет продавать вас лучше всего. Но, все-таки, некоторую политику в отношении стейкхолдеров нужно сформировать и придерживаться.

К внутренним стейкхолдерам могут относиться не только те, которые находятся в корпоративной иерархии выше вас. Иногда мнение ваших коллег и даже подчиненных может иметь значение. Необходимо знать ожидания всех возможных «избирателей». Чаще всего вашему руководству нужно чувствовать в вас крепкое плечо, на которое можно опереться. Коллеги хотят, чтобы вы их слушали, привлекали в денежные проекты и следовали их советам. Подчиненные ждут справедливости и защиты от корпоративного произвола.

Не секрет, что внутри компании могут формироваться группы влияния, интересы которых будут различаться. Задача карьериста сделать ставку на такого стейкхолдера, который имеет наибольшие шансы победить в подковерной возне, воздав впоследствии вам за сотрудничество. Хотя некоторые особо юркие карьеристы умудряются, словно Труффальдино, служить одновременно нескольким покровителям. Однако таких долгосрочных историй я не знаю, рано или поздно, но выбор приходится делать.

Если вы ставите на внешних стейкхолдеров, то надо обставлять дела так, чтобы это не раздражало внутренних.

В моей практике был кейс, в рамках которого клиент, назовём его Григорий, активно взаимодействовал с менеджментом управляющей компании, работая в подчинённой организации. При этом Григорий так увлёкся, что, почти перестал выполнять задачи своего непосредственного руководства. Это создавало напряжение в отношениях Григория со своим начальством и даже дошло до того, что начальник стал давать поручения заместителям Григория, обходя его самого.

Вообще задача взаимодействия со стейкхолдерами идёт рука об руку с созданием продвигающего вас образа. Зачем вообще нужен образ? А затем, что слава всегда идёт впереди нас. Не всех стейкхолдеров мы можем знать лично. Более того, не всех стейкхолдеров мы можем выявить. И образ как раз и является средством достучаться до тех, до кого мы не можем дотянуться или кого мы не знаем лично. Слухи распространяются очень быстро, причём на всех уровнях, включая рядовых сотрудников (вот почему эту категорию нельзя списывать со счетов - требуется уделять время и ей).

Ваш образ в глазах стейкхолдера формируется не только под воздействием ваших с ним связей. Стейкхолдер ещё прислушивается к тому, что о вас говорят другие - о ваших компетенциях, способностях решать задачи, уживчивости с руководством и коллегами. И решение стейкхолдером принимается с учётом всего вашего образа. И чаще всего одних лишь дружественных отношений не достаточно, чтобы карьерный выбор пал на вас, - ведь вас не дружить берут, а выполнять конкретную работу, решать осязаемые задачи.

Именно поэтому успешные карьеристы так любят участвовать во всякого рода публичных мероприятиях, где можно выгодно себя представить, внедрив свой образ в сознание зрителей. И когда-нибудь это выстрелит - вас могут позвать просто потому, что вы на слуху.

Итак, знайте своих стейкхолдеров, понимайте их цели, продумывайте насколько они могут помочь вашему росту, если вы зарекомендуете себя в качестве результативного компаньона.

На своих консультациях, в процессе разбора карьерных ситуаций клиентов, мы вместе выявляем карьерных стейкхолдеров, анализируем их возможную пользу в карьерном продвижении клиента и разбираем различные способы установления дружеских рабочих отношений.